Туристическая карта Египта
Отдых в Каире
Проживание
Экскурсии
Питание
Как прожить на двести долларов?
Турист в Каире
Турист в Египте больше чем турист
Знаменитые рынки Каира
Искусство торговаться
Египетский папирус – лучший сувенир
Современный Каир
Районы Каира
Музеи Каира
Каирский музей
Город мертвых
Исламский Каир
Исламский музей
Музеи Цитадели
Цитадель
Мухаммед Али: возрождение империи
Мухаммед Али: великий реформатор
Цитадель: след Саладина
Саладин
Мамлюки
Мечети Каира. Часть I: арабо-коптская архитектура и аль Азхар
Мечети Каира. Часть II: ибн Тулун, Амр и аль Хаким
Мечети Каира. Часть III: аль Муайяда и Баб Зувейла
Мечети Каира. Часть IV: Хасана и Рифаи
Комплекс Калауна и аль Насира
Халиф аль Хаким
Христианский Каир
Коптский музей
Монастыри Каира. Часть I. Поклонение Святому Георгию
Монастыри Каира. Часть II. Монастырь Святого Самаана (Город мусорщиков)
Русский Каир
Русские следы в Каире
Святой Георгий

Мамлюки

Надежда Добрецова,
специально для сайта www.cairo-city.info
© Stratomedia, Inc.

Фактическая верховная власть в Египте принадлежала мамлюкам менее трех сотен лет, однако их влияние чувствовалось в управлении страной на протяжении еще четырехсот лет, вплоть до XIX века. Таким образом, следы и история мамлюков в Египте тянутся семь столетий, и поэтому без понимания того, что представляла собой эта группа или, как ее сейчас называют историки, корпорация мамлюков, трудно понять становление египетской государственности в целом. Так кто же такие мамлюки? Национальность? Нет. Сословие? Нет. Политическая партия? Нет. И в то же время это и сословие, и политическая партия, и профессия, и социальный статус, и даже семья. Мамлюки – явление уникальное, цивилизационное и интернациональное, и, безусловно, очень интересное, тем более что с мамлюками в Египте связано так много легенд, преданий, реальных исторических событий и архитектурных памятников.

Рабы и воины

Мамлюки возникли как группа рабов, превращенных в воинов, которых покупали и обучали воинскому искусству багдадские халифы. Само слово «мамлюк» (мамелюк, мамлук) означает «раб, находящийся в чьем-то владении, чья-то собственность». При этом слово «мамлюк» никогда не употребляется в переносном значении, вроде «раб божий» а только в прямом. Кроме того, слово «мамлюк» стало синонимом военной и политической силы. Сначала мамлюками называли всех белых военных рабов, а также тех, кто получил освобождение, и их потомков. Освобожденные мамлюки становились высокопоставленными государственными должностными лицами, крупным землевладельцами, достигали титулов беев и даже султана.

Мамлюками становились двумя путями. Либо мальчиков-рабов из Кавказа, Причерноморья, Прикаспия, Центральной Азии и Приуралья покупали сами же мамлюки, пополняя свои отряды, либо будущие мамлюки сами приезжали в Египет, узнав об успехах своих соплеменников. Будущие мамлюки обязательно проходили специальное обучение воинскому искусству в мамлюкских школах; такими школами владели эмиры, но самой лучшей считалась султанская школа в Каире.

Как и современные ученики, учащиеся мамлюкских школ имели дневники, где наставники отмечали успехи и неудачи своих воспитанников. По окончании школы от записей в дневнике зависела дальнейшая судьба раба: если он учился хорошо, был прилежным и успешно прошел выпускные испытания, то получал право стать вольноотпущенным, отрастить бороду, завести семью, купить землю. Если же будущий мамлюк учился плохо, то он так и оставался рабом. В школе мамлюки изучали арабский и турецкий языки, воинское искусство, кавалерийское мастерство. Особое внимание уделялось стрельбе из лука, которую мамлюки уважали наравне с искусством владения саблей. А вот пришедшие на вооружение армий огнестрельное оружие мамлюки презирали, считая его недостойным настоящих воинов, не позволяющим победить исключительно за счет силы и ловкости. В конечном счете, это высокомерное отношение к пороху и погубило мамлюков, которые непреодолимой преградой встали на пути крестоносцев и монголов, но не смогли ничего противопоставить османской армии, вооруженной пушками и мушкетами.

Дом и семья мамлюка

Школа и дом купившего раба старшего мамлюка заменяли мальчикам родные семьи. Поэтому семейные узы заменялись приверженностью мамлюкской корпорации, верностью принципам мамлюков и главе дома, где будущий мамлюк жил и воспитывался. Взрослея, молодой мамлюк был обязан сам покупать рабов и расширять численность мамлюкской корпорации. Так появлялись мамлюкские кланы и семьи, концентрирующиеся вокруг старшего мамлюка, которые назывались «домами». В центре дома группировались кровные родственники, собственные мамлюки и вольноотпущенные, всем, в том числе жизнью и свободой, обязанные главе дома. Все строилось на личной преданности и верности принципам.

Самый высокий титул мамлюка – эмир. Эмиры были разного «калибра»: эмир десятка, эмир сорока, эмир сотни. Эмиры сотни во время войны командовали тысячными подразделениями. Эмиры составляли верхушку мамлюкского общества, ее военную аристократию. Титулы и должности в сообществе мамлюков не наследовались, а присуждались лишь за личные заслуги и в редких случаях покупались. Все это создавало высокую конкуренцию в мамлюкской среде. Каждому мамлюку приходилось доказывать свое право на власть и богатство.

«Между отдельными мамлюкскими домами заключались политические союзы, складывались группировки, которые, как правило, существовали короткий срок и формировались вокруг сильного мамлюкского лидера. Борьба за лидерство внутри мамлюкских объединений неизбежно сопровождалась стремлением отдельных представителей домов к независимости и автономии. Это нередко приводило к распаду мамлюкских объединений. Другой причиной распада мамлюкского дома могла быть смерть его главы... После его кончины наступал период борьбы за лидерство в семейном объединении. В процессе этой борьбы выдвигались новые лидеры, возникали новые дома, которые формировали новые коалиции» (Е. Зеленев).

В истории долгое время существовала спекуляция относительно нетрадиционной сексуальной ориентации мамлюков. Причины этого находили в том, что мальчики воспитывались в изолированных школах, все их привязанности были обращены друг к другу и к воспитателю, они не видели своих сестер и матерей, как и женщин вообще, пока не становились взрослыми. Кроме того мамлюкская элита слабо воспроизводила потомство: весьма трудно проследить какой-либо мамлюкский род дальше, чем на три поколения. Вероятно это связано с их образом жизни, постоянным риском быть убитыми в бою или вследствие заговора, а также их уязвимости во время эпидемий чумы.

Бахри и бурджи                                             

Этнический фактор также имел значение, но только в пределах одного дома, хотя в последствии мамлюки распались на две большие группы, которые поочередно захватывали власть в Египте. Сначала это были мамлюки-бахри, «живущие у реки», выходцы из тюркских племен и Ближнего Востока. Эти мамлюки имели давнюю историю и использовались в качестве армии еще багдадскими халифами, тогда как остальное население страны мобилизовалось в армию только в случае войны.

Затем к власти пришли мамлюки-бурджи, «живущие в башне», выходцы из тюркских племен и Южнорусских степей, в том числе с Поволжья, а также с Кавказа. Лидирующие позиции в этой группе занимали черкесы и греки. Считается, что правление тюркских мамлюков-бахри было более мягким, щадящим в отношении простого населения, по сравнению с периодом власти мамлюков-бурджи, который характеризовался большим числом смут и переворотов.

Правление мамлюков

Шаджарат ад Дурр

Рассказывая о мамлюках в Египте, невозможно обойти вниманием колоритную фигуру последней представительницы рода Фатимидов, которая, собственно, и привела мамлюков к власти. Речь о султанше Шаджарат ад Дурр, стяжавшей славу сильной правительницы впервые после Клеопатры.

В середине XIII века, когда во время седьмого крестового похода, многочисленного и хорошо организованного, крестоносцы с ходу взяли богатую крепость Дамьетту и готовились к наступлению на Каир, Египтом правил последний фатимидский султан – ас Салих. Он был человеком очень подозрительным, если не сказать параноидальным, а потому не доверял армии и создал новое воинское формирование – личную гвардию воинов-рабов, мамлюков. Когда султан активно готовился к отражению удара крестоносцев, он неожиданно заболел и умер в своем шатре. Тогда его жена, женщина с сильным характером, армянка по происхождению, Шаджарат ад Дурр (буквально «Древо жемчуга») решила утаить факт смерти своего мужа. Она хотела не допустить паники в войсках. Шаджарат отправила тайного гонца с вестью о смерти султана в Сирию своему пасынку Туран-шаху, а сама стал править страной от имени своего покойного мужа. Целый месяц она успешно скрывала от народа и от крестоносцев смерть султана, что дало возможность Туран-шаху вернуться в Египет и занять престол. Крестоносцы были разбиты.

Однако Туран-шах повел себя глупо: он стал унижать свою мачеху, которая столько сделала для его легкого воцарения, насмехаться над мамлюками, которые защитили его и обеспечили победу, а в пьяном угаре грозился всех их уничтожить. Во время одной из пирушек произошла потасовка, в результате которой Туран-шах был убит мамлюками, которые избрали Шаджарат временной правительницей Египта на время взросления ее малолетнего сына, регентшей.

Этот шаг мамлюков был плохо воспринят в Багдаде, откуда пришло гневное письмо халифа: «Разве вы не знаете священные слова Пророка, что племя, передавшее государственные дела в руки женщины, спасения не обретет?» – писал халиф и предлагал мамлюкам своего правителя. Тогда мамлюки, чтобы решить религиозную коллизию, запрещавшую отдавать власть в руки женщины, уговорили Шаджарат стать женой одного из их лидеров – туркмена Айбека. Так и случилось. Но Айбек не воспринимал главенство Шаджарат и не собирался быть «свадебным генералом» на султанском пиру, он собирался пользоваться своей власть реально. Поэтому очень скоро между ним и Шаджарат начались конфликты, например, Шаджарат отказалась открыть мамлюку доступ к египетской казне, где, кстати, были монеты с ее именем и титулом «Правительница мусульман, мать царевича Мансур Халиля». Айбек усилил давление и Шаджарат, обычно выдержанная и уравновешенная, сорвалась: она подговорила верных ей мамлюков убить Айбека. Последней каплей стало намерение взять себе еще одну жену: уже во второй раз Шаджарат доверялась мужчине и во второй раз ее предавали.

Но мамлюки не простили Шаджарат убийства их лидера. Они сначала заточили Шаджарат в крепость, а на престол возвели сына Айбека от первого брака. Свои дни в крепости Шаджарат проводила за странным занятием: она в пыль размалывала свои драгоценности, чтобы ни одна женщина на земле не смогла одеть их. Бывшая жена Айбека, которая при жизни мужа и в правление Шаджарат была в опале и даже не смела приблизиться к султанскому дворцу, став матерью султана, получила возможность отыграться за годы унижений со стороны Шаджарат. 28 апреля 1257 года Шаджарат доставили к ней во дворец, где она велела своему гарему насмерть забить Шаджарат. Затем ее тело было сброшено в ров перед Цитаделью, и лишь через несколько дней близкие родственники Шаджарат нашли ее и захоронили во дворе мечети, которая сейчас называется Мечеть Шаджарат ад Дурр или Мечеть Халифа и находится в Каирском районе Сайид Нафис. Так последняя женщина, правившая Египтом, сначала привела мамлюков к власти, а затем погибла от их же рук.

Падение мамлюков

Мамлюки правили Египтом почти триста лет, и все время их правления было охарактеризовано бесконечными кровавыми братоубийственными распрями, что стало следствием высокой конкуренции в мамлюкской среде и отсутствием права наследования власти. С другой стороны, мамлюки глубоко презирали коренных жителей страны, облагали их огромными налогами, практически не считались с их интересами. Все это постепенно привело к тому, что, с одной стороны, мамлюки оказались в окружении враждебных государств, не признававших их форму правления, с другой - они столкнулись с невиданными по мощи и частоте бедуинскими и крестьянскими восстаниями внутри страны. Да, мамлюки были великолепными воинами, но они превращались в сплоченную армию только непосредственно перед лицом врага, объединяться же для решения общих проблем в мирное время, мамлюки не умели. Очень скоро неспособность мамлюков управлять государством стала очевидной для их врагов, в первую очередь, для османов. Немалую роль сыграли также еще два фактора: ограниченность человеческих ресурсов мамлюков, которая усугублялась страшной эпидемией чумы, бушевавшей в Египте на протяжении двух десятков лет; и стойкое нежелание мамлюков использовать в военных действиях порох. Многие даже говорят, что в войне мамлюков с османами победил порох, который мамлюки считали подлым оружием, недостойным настоящего воина, сражающегося луком, мечом и кинжалом.

И все же, несмотря на то что мамлюки утратили верховную власть над Египтом, они еще долгие четыреста лет оставались военной аристократией страны, влиятельной политической силой, которая регулярно вмешивалась в ход истории Египта и судьбу ее правителей, пока Мухаммед Али в XIX в. окончательно не уничтожил мамлюков.

Великолепие мамлюков

«Хотя события, описанные в «Тысяче и одной ночи», якобы происходят в Багдаде, в то время, когда это собрание сказок приобрело свой окончательный вид, городом красоты и тайны, описанным в них, был на самом деле мамлюкский Каир. По большей части безжалостные мамлюки в лучших своих проявлениях выказывали изобретательность и энергичность. Они покровительствовали наукам, поощряли труд ученых-историков и демонстрировали великолепный вкус в области архитектуры. Их грандиозные и смелые постройки были изящно украшены кружевом арабесок и игрой света, проникавшего сквозь витражи. Султаны из династий Бахри и Бурджи строили великолепные здания в Каире, в других городах Египта и Сирии на средства, полученные от сельского хозяйства и торговли, главным образом, восточными специями» (М. Хааг). В исламском Каире сохранилось множество памятников эпохи мамлюков, о которых вы можете прочитать в цикле статей «Мечети Каира» (адреса статей на сайте).

Литература:

  • Зеленев Е. И. Мусульманский Египет: Учеб. пособие. – СПб: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007.
  • Хааг М. История Египта / Пер. с англ. – М.: Астрель, 2009.
  • Беляков В. В. Египет вдоль и поперек. Исторический путеводитель. – М.: Вече, 2008.
  • Египет / ROUGH GUIDES / Пер. с англ. Т.Г. Лисициной, Г.С. Махарадзе, А.В. Шевченко. – М.: АСТ: Астрель, 2009.