Туристическая карта Египта
Отдых в Каире
Проживание
Экскурсии
Питание
Как прожить на двести долларов?
Турист в Каире
Турист в Египте больше чем турист
Знаменитые рынки Каира
Искусство торговаться
Египетский папирус – лучший сувенир
Современный Каир
Районы Каира
Музеи Каира
Каирский музей
Город мертвых
Исламский Каир
Исламский музей
Музеи Цитадели
Цитадель
Мухаммед Али: возрождение империи
Мухаммед Али: великий реформатор
Цитадель: след Саладина
Саладин
Мамлюки
Мечети Каира. Часть I: арабо-коптская архитектура и аль Азхар
Мечети Каира. Часть II: ибн Тулун, Амр и аль Хаким
Мечети Каира. Часть III: аль Муайяда и Баб Зувейла
Мечети Каира. Часть IV: Хасана и Рифаи
Комплекс Калауна и аль Насира
Халиф аль Хаким
Христианский Каир
Коптский музей
Монастыри Каира. Часть I. Поклонение Святому Георгию
Монастыри Каира. Часть II. Монастырь Святого Самаана (Город мусорщиков)
Русский Каир
Русские следы в Каире
Святой Георгий

Мухаммед Али: возрождение империи

Надежда Добрецова,
специально для сайта www.cairo-city.info
© Stratomedia, Inc.

Основатель современного Египта

У неискушенного туриста Египет в первую очередь вызывает ассоциации с седыми древностями эпохи фараонов, а современный Египет отстоит от этого восприятия довольно далеко и кажется совершенно иной страной. Это и так, и не так. Безусловно, Египет существенно изменился за прошедшие тысячи лет, пережив несколько смутных веков, когда страна оставалась на задворках мира и постоянно подвергалась иностранным завоеваниям. Однако постепенно египтяне вернули себе национальное самосознание и создали сильное и влиятельное государство. Этому предшествовала долгая и кропотливая работа по выращиванию национальной идеи, вокруг которой сплотилось египетское общество, и этот период справедливо называют «эпохой Мухаммеда Али» – основателя современного Египта, хотя управлял страной он в XIX веке.

Столкновение с Западом и новые идеи

Французское завоевание Египта Наполеоном изменило страну и стало настоящим потрясением для египетского общества. Оно перевернуло многие, казавшиеся незыблемыми представления египтян, например, развеяло миф о непобедимости мамлюков, их образа самых великих воинов и незаменимости в качестве защитников страны. Некоторые египтяне стали сотрудничать с французами и прониклись идеями западного мира, его культуры, науки и прогресса. В этой среде стала все настойчивее звучать мысль о том, что мамлюки должны быть отстранены от управления страной. Идея стала развиваться также благодаря тому, что и мусульманская богословская элита Египта также утратила веру в способность старого режима к эффективному управлению. Все обстоятельства складывались так, что для нового этапа развития необходимо было лишь появление нового лидера, способного сплотить вокруг себя  антифранцузские и антимамлюкские силы. И такой лидер в Египте появился во главе наемного отряда албанцев. Это был молодой офицер Мухаммед Али.

Начало правления Мухаммеда Али

Предшествующий хаос

Происхождение будущего египетского лидера остается предметом споров. Сам же он предпочитал не акцентировать внимание на своих корнях, так как был выходцем из незнатной семьи. Даже его этническая принадлежность до конца не выяснена: по некоторым источникам он был курдом, по другим – албанцем. Внешне он мало походил и на тех, и на других: он высок, голубоглаз и обладал светлыми волосами. Однако вопросы крови имели мало значения в жизни Мухаммеда Али, его родным языком был турецкий, а в круг его общения в юности входили французы. В душе он был скорее турком и французом, чем курдом или египтянином. Кстати, первое время своего пребывания в Египте и даже в первые годы своего правления Али весьма пренебрежительно отзывался о коренных жителях Египта, что, однако, не помешало ему стать великим правителем этой страны: Али называл египтян «способными только к пустопорожней болтовне, которых поэтому необходимо систематически наказывать» (А. Марсо, 1984).

Прибыв в Египет в составе отряда албанских наемников в качестве младшего офицера, Мухаммед Али быстро сделал себе военную и политическую карьеру. В это время в Каире царил настоящий политический хаос, возникший из противостояния военных группировок мамлюков и османских ставленников. Стамбул присылал в Египет людей малоспособных и неавторитетных, что позволяло мамлюкам постоянно устраивать заговоры. Бесконечные военные стычки, плохое снабжение османской армии и экономический кризис сделали жизнь простых египтян невыносимой. Критической точки ситуация достигла в 1804 году, когда очередной ставленник Стамбула, почти полностью утратив контроль над мамлюками и морально разлагающимся османским войском, вызвал на помощь наемников из Сирии – курдов, друзов и алавитов. «Эти отряды, известные своими каракулевыми шапками и недисциплинированностью, за беспримерный произвол получили прозвище делийя – отчаянные, безумные» (Жантиев, 1998). Во главе этого отряда стоял человек, причастный к убийству начальника албанского отряда, и албанцы решили отомстить. Так вспыхнуло военное противостояние между сирийцами и албанцами. Ситуацию усугубляло то, что сирийцы были преимущественно шиитами, а потому суннитское население Каира обратилось за помощью к губернатору и богословам. Губернатор не смог ничего сделать, а суннитские богословы закрыли ворота мечети аль Азхар, что означало призыв к гражданскому сопротивлению и самообороне.

Разделяй и властвуй

В это время Мухаммед Али сумел договориться с мамлюками и официально перешел в дом одного из беев, что давало ему возможость не подчиняться приказам османов. Кстати, Мухаммед сохранит свой статус мамлюка даже после событий 1 марта 1811 года, когда по его приказу сотни последних мамлюков Египта будут уничтожены (подробнее об этом читайте в статье «Цитадель», адрес статьи на сайте), и его будут называть последним мамлюком Египта. Также Али сумел добиться того, что его поддержали богословы – каирские улемы, которые объявили о смещении стамбульского губернатора и назначении Мухаммеда правителем Египта. Губернатор попытался оказать сопротивление, но после того, как Али направил на Цитадель пушки, сдался и покинул Египет. Стамбулу не оставалось ничего, кроме как подтвердить законность назначения Мухаммеда правителем Египта.

Каир с восторгом приветствовал нового владыку, ожидая от него обуздания анархии и восстановления порядка. Отличие прихода Мухаммеда к власти от иных политических переворотов в Египте заключалось в том, что он сделал это руками мусульманской духовной элиты и населения, тогда как армия и мамлюки в отличие от прошлых эпох участия в перевороте не принимали. «Во главе Египта стал человек, равноудаленный как от мамлюков, так и от османов, что свидетельствовало о постепенном изменении баланса политических сил в стране» (Е. Зеленев).

Установление диктатуры

После устранения от власти стамбульского губернатора Мухаммед Али сосредоточился на борьбе с англичанами и мамлюками, заключившими между собой стратегический союз. Душой и главной движущей силой этого союза был мамлюкский предводитель аль Эльфи, глава мамлюкского дома, противостоящего дому аль Бардиси, с которым Али установил побратимские отношения. Аль Эльфи был очень богатым мамлюком, он контролировал плодородный Фаюмский оазис, породнился с бедуинскими племенами, содержал одиннадцатитысячный мамлюкский корпус и был способен объединить под своими знаменами воинственные бедуинские отряды. Все это делало аль Эльфи самым могущественным военачальником в Египте. Кроме того, его поддерживала и частично финансировала английская разведка. Немного выждав, надеясь на то, что Мухаммед не справится с властью, аль Эльфи объявил о походе на Каир, выбрав в качестве идеи не религиозные разногласия, а национальную программу освобождения «сынов Египта от власти неотесанных турок, евреев и подлых арнаутов (албанцев)» (Аль Джабарти, 1963, цитируется по Е. Зеленеву). Его опора на бедуинов и антитурецки настроенных египтян могла обеспечить победу, если бы он внезапно не умер от сильного желудочного кровотечения на подступах к Каиру. После его смерти в Египте не осталось человека, способного удержать власть над разобщенными бедуинскими племенами, и больше никогда в своей истории бедуины не подчинялись одному лидеру. Смерть аль Эльфи означала конец сопротивления мамлюков, а события марта 1811 года поставили точку в мамлюкской истории Египта.

«Расправа с мамлюками была необходимой мерой по защите интересов нового правителя от оппозиции и не противоречила нормам политической морали, принятым в мамлюкско-османской среде того времени. Нередко проводят аналогию между истреблением мамлюков и казнью стрельцов в России при Петре I в конце XVII века. Новый губернатор сделал лишь то, что сделали бы с ним убитые им беи, если бы они поменялись политическими ролями. Наряду с очевидными политическими выгодами разгром мамлюков дал Мухаммеду Али необходимый для укрепления своей власти и начала реформ стартовый капитал, который был получен от продажи англичанам захваченных в Верхнем Египте мамлюкских запасов зерна» (Е. Зеленев).

Расправившись с мамлюками, Мухаммед Али разгромил экспедиционный корпус англичан, а затем принялся за мусульманское духовенство. Он сместил улемов, когда-то способствовавших его приходу к власти, лишил исламское духовенство способности выступать как организованная политическая сила, что позволило ему забрать в государственную казну значительные материальные богатства улемов, с помощью которых Мухаммед Али приступил к возрождению египетской империи со столицей в Каире.

Мухаммед Али – возрождение империи

Во время своего правления Мухаммед Али постоянно воевал. Сначала он делал это по приказу османского султана, формально оставаясь вассалом Турции. Так, он стал победителем в аравийской войне, разгромив восстание религиозных подвижников – ваххабитов, последователей религиозного культа Мухаммада ибн абд аль Ваххаба, которые захватили священные мусульманские города Мекку и Медину. Эта победа принесла египетскому правителю большие выгоды. Во-первых, он приобрел репутацию попечителя аравийских пустынь, веками считавшуюся атрибутом власти сильнейшего мусульманского правителя (Муравьев, 1874). Он стал героем ислама и получил моральное право обвинить турецкого султана в слабости и неспособности защитить Мекку. Это обвинение привело к расколу турецкой армии на сторонников султана и приверженцев египетского правителя.

Вообще Мухаммед Али в своих военных кампаниях действовал не как вассал султана, а как самостоятельный правитель, решающий собственные задачи. Он неоднократно менял политических союзников как внутри страны, так и на международной арене. «В союзе с мамлюками он боролся против османов, а затем, опираясь на поддержку Стамбула, громил мамлюков; воевал на стороне Англии против французов, а позднее, используя помощь Франции, боролся с англичанами; сражался против арабов Аравии, формально выполняя приказ османского султана, а потом объявил войну самому султану, призвав в союзники арабов Сирии. Быть может, кроме стремления захватить и удержать власть, логику политического поведения Мухаммеда Али могут объяснить слова его современника и политического противника, министра иностранных дел, а позднее премьер-министра Великобритании лорда Пальмерстона о том, что вечных союзников и вечных противников не существует, вечными могут быть только интересы страны» (Е. Зеленев). К слову, сам лорд не скрывал своего негативного отношения к Али: «Что касается меня, то я ненавижу Мухаммеда Али и считаю не более чем невежественным варваром, которому при помощи коварства, дерзости и природной смекалки удалось организовать успешное восстание... Я считаю его хваленую цивилизацию Египта сущим вздором, и я думаю, что он величайший тиран, угнетатель и виновник народных бедствий» (Г. Пальмерстон, цитируется по М. Хаагу). История опровергла мнение английского лорда.

В первой четверти XIX века Мухаммед Али покорил Судан, присоединив его к своим территориям, что превратило Египет в империю; он полностью занял Синайский полуостров, что сделало Красное море внутренним египетским озером; Сирия не один раз также становилась египетской территорией.

Реформа армии – зарождение национального офицерского корпуса

Для решения своих военных задач Мухаммеду Али пришлось радикально реформировать армию, для чего он использовал опыт французских офицеров, оставшихся «безработными» после поражения Наполеона. Традиции формирования армии из этнических отрядов наемников становились все более неэффективными: этнические отряды магрибинцев, албанцев, боснийцев, мингрелов, черкесов и прочих этносов держались обособленно, говорили на разных языках, что делало невозможным единое командование. При отсутствии турецких солдат и видя неэффективность наемников, Мухаммед пошел по пути создания регулярной армии через внедрение воинской повинности для крестьян-феллахов. Он сделал это по совету французского военного советника Жозефа Сэва, который известен под именем Сулеймана-паши, которое он получил после принятия ислама. Вначале Мухаммед пришел в ужас от мысли, что египетские крестьяне составят большую часть его армии, но впоследствии смирился с этим и организовал массовый и жестокий призыв.

Так произошла египтизация армии страны, которая оказала огромное влияние на ее дальнейшую историю. Выдающимся военачальником Мухаммеда Али был его сын Ибрахим-паша. В отличие от отца, считавшего турков господами, а египтян – грязными крестьянами, Ибрахим проникся ненавистью к османам, заложником которых был целый год,  любовью к Египту и стал подлинным египтянином, утверждая, что солнце Египта переплавило его кровь. Ибрахим-паша вступил в конфликт со своим отцом, препятствующим назначению египтян на высокие армейские должности, так он писал отцу: «За двадцать лет военной службы я понял, что из тысячи турок верны три сотни, тогда как из тысячи арабов-египтян верны семь сотен».  Так отца и сына разделил конфликт поколений, что, однако, не отразилось на военных победах Египта. Благодаря усилиям сына, в глубине египетской армии стал зарождаться национальный офицерский корпус, из которого в далекой перспективе вышли все правители независимого Египта: Гамаль Абдель Насер, Анвар Садат и Хосни Мубарак.

Следуя примеру Петра I, с которым Мухаммед Али любил себя сравнивать, правитель воссоздал египетский флот, закупая для этого суда за границей и открыв в Александрии большую верфь для собственного судостроения. Для нового флота в кратчайшие сроки было подготовлено пятнадцать тысяч моряков.

Грандиозные военные реформы Мухаммеда Али сделали Египет могущественной милитаризированной державой, появление которой всерьез обеспокоило европейские державы, которым было выгоднее иметь дело с разлагающейся Османской империей, чем с растущим Египтом. Их вмешательство, в совокупности с нерешительностью Мухаммеда Али в отношении окончательного разрыва с османами, привело к тому, что они через несколько десятков лет заставили египетского правителя вновь признать сюзеренитет Турции и сократить численность своей армии. Но это произойдет только в сороковых годах XIX века, а до этого новый египетский император сумеет добиться радикального разворота Египта от Средневековья в век технического прогресса, осуществив глубокие реформы в самых разных областях управления египетским государством, о чем читайте в статье «Мухаммед Али: великий реформатор».

Литература:

  • Зеленев Е. И. Мусульманский Египет: Учеб. пособие. – СПб: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007.
  • Хааг М. История Египта / Пер. с англ. – М.: Астрель, 2009.
  • Marsot A. L. al-S. Egypt in The reign of Muhammad Ali. Cambridge, 1984.
  • Жантиев Д. Р. Традиция и модернизация на Арабском Востоке: Реформы в сирийских провинциях Османской империи (конец XVIII – начало ХХ века). М., 1998.
  • Муравьев Н. Н. Дела Турции в 1832 и 1833 гг. Ч. 1; 2. М., 1874.
  • Беляков В. В. Египет вдоль и поперек. Исторический путеводитель. – М.: Вече, 2008.
  • Египет / ROUGH GUIDES / Пер. с англ. Т.Г. Лисициной, Г.С. Махарадзе, А.В. Шевченко. – М.: АСТ: Астрель, 2009.